На магистралях пропишутся интеллектуальные системы

Экспертный совет по интеллектуальным транспортным системам (ИТС) готовит пакет изменений в дорожное законодательство, предполагающий, что в проектах строительства и реконструкции автотрасс должны быть прописаны требования по установке IT, а также систем мониторинга дорожной обстановки. Первичные предложения со стороны Росавтодора, ассоциации "ИТС Россия" и других участников процесса должны быть представлены в минтранс уже в феврале 2015 года.

На вновь строящихся трассах такие устройства появляются одновременно с самой дорогой уже сейчас, но уже в ближайшем будущем высокотехнологичные "прибамбасы", повышающие безопасность проезда, обретут законный статус и распространятся повсеместно.

Так, открытый буквально на днях участок 15 - 58 км новой скоростной автомобильной дороги М-11 Москва - Санкт-Петербург, сообщили "РГБ" в ГК "Автодор", является одним из самых современных и безопасных в России. Строительство участка велось с использованием механизма концессии. Общая стоимость проекта, включая обслуживание кредитной линии, превысило 60 млрд рублей. Инвестиционный фонд РФ выделил 22,85 млрд руб., а остальная часть - коммерческое финансирование, включающее собственные и заемные средства акционеров.

Специально для строительства трассы ведущими отечественными и европейскими экспертами разработан комплекс мер, реализация которых на этапах строительства и эксплуатации трассы обеспечивает максимальную защиту для автомобилистов. Участок оборудован централизованной информационной системой контроля и управления дорожным движением, объединяющей автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУДД), дорожную интегрированную службу связи (ДИСС) и центральный пункт управления (ЦПУ). Этот интегрированный технический комплекс призван поддерживать равномерное и безопасное движение, собирать информацию о характере дорожного движения и метеоусловиях, обрабатывать данные и составлять на их основе прогноз действий и событий. Центр также будет непрерывно информировать участников движения о состоянии трассы, имеющихся затруднениях, метеоусловиях и т.д. Кроме того, на всем протяжении участка через каждые 2 км расположены посты аварийной связи. Эффективная схема освещения трассы выполнена при помощи энергосберегающих светильников.

"Осветительные системы городских улиц и загородных трасс являются неотъемлемым элементом ИТС, - сообщил "РГБ" директор по развитию наружного и специального освещения компании "Световые технологии" Сергей Торбеев, - применение интеллектуальных систем управления совместно со светодиодными светильниками уже сейчас может существенно повысить визуальный комфорт, что немаловажно в условиях увеличивающихся скоростей и интенсивности трафика.

Среди возможных функций - управление освещением по астрономическому календарю с автоматической корректировкой времени заката и восхода, изменение уровня освещенности в зависимости от интенсивности дорожного движения, использование различных интеллектуальных сценариев, например, изменение уровня освещенности при наступлении определенных событий: срабатывании датчиков движения, включении специальной контрастной подсветки пешеходных переходов и многое другое".

"Тотальное внедрение "умных" систем на российских дорогах всех мастей принесет стране несомненную пользу, - считает первый вице-президент ГК "АвтоСпецЦентр" Алексей Тузов, - но, к сожалению, современное состояние рынка ИТС в России отличает разрозненность, фрагментарность, отсутствие национальных стандартов. Что касается международной практики, необходимо отметить, что большинство развитых стран уже давно используют ИТС. Первооткрывателем этого направления принято считать Японию, чья транспортная система считается одной из совершеннейших в мире. В качестве примера также можно рассмотреть построение ИТС в США, где отдельно для каждого региона и штата разработаны собственные системы, которые потом интегрированы в одно целое".

"Каждый регион должен развивать проекты ИТС на своем локальном уровне, инвестируя либо соинвестируя в них, - уверен гендиректор компании "Мегапейдж" Таймур Двидар, - но идеология и требования к решаемым в ИТС задачам должны быть едиными для всей страны и "спускаться" в регионы как единые требования минтранса (Федерального дорожного агентства). Пока же в РФ нет четкого правового и нормативно-технического обеспечения создания ИТС, не определены полномочия различных органов власти, коммерческих и общественных структур, крайне мало стандартов в области ИТС, нет механизмов их внедрения и т. д.

Здесь надо добавить, что сейчас за создание нормативной базы по ИТС у нас в стране отвечает специально созданный при Росстандарте Технический комитет ТК 057 ИТС. В его компетенции 28 стандартов. Со своей стороны и Росавтодор до 2020 года планирует разработать более 15 стандартов и 20 отраслевых методических документов по ИТС.

Внедрять ИТС на российских магистралях логичнее всего с помощью механизма ГЧП. "Государственное финансирование должно быть направлено на создание инфраструктуры ИТС, в первую очередь - для решения задач обеспечения безопасности движения, а также для решения социальных задач (снижение смертности и аварийности на дорогах, повышения транспортной мобильности бизнеса и населения, снижение негативного воздействия транспорта на экологическую обстановку). Это, подчеркну, именно государственные задачи. А вот дополнительные элементы ИТС, подсистемы, информационно-навигационные и прочие сервисы могут быть развернуты на базе готовой, уже сформированной государством унифицированной инфраструктуры. Здесь должны участвовать и регионы, и представители бизнеса в регионах, инвестируя средства в развитие этих подсистем", - говорит Таймур Двидар.

В конце концов затраты на оборудование трасс ИТС окупятся. Как рассказали "РГБ" в Росавтодоре, на примере таких магистралей, как дублер Курортного проспекта в Сочи или КАД Санкт-Петербурга, можно сделать вывод, что внедрение инноваций не приводит к значительному увеличению сметных расчетов. При этом экономический эффект от эксплуатации таких дорог перекрывает все первоначальные инвестиции. Так, внедрение ИТС позволяет увеличить фактическую скорость транспортных потоков с 30-40 до 60-80 км/ч. Благодаря этому в разы увеличивается количество перевезенных грузов и пассажиров, что дает новый импульс развитию экономики. При этом за счет оперативного информирования пользователей, например, при сильных снегопадах и гололеде, повышается безопасность дорожного движения. Снижение смертности на дорогах с ИТС достигает 70-80%. Кроме того, государственные службы получают возможность экономии средств на расходовании топлива, реагентов, дорожных материалов при обслуживании магистрали за счет тщательного контроля работы подрядчиков и координации действий в соответствии с обстановкой на трассах.

Внедряют ИТС пока на всех автомобильных дорогах общего пользования федерального значения. Сейчас на территории РФ установлено 984 пункта учета интенсивности дорожного движения, 513 станций автоматизированной системы метеорологического обеспечения и 612 систем видеонаблюдения. При этом общая протяженность охватываемых ИТС дорог составляет 15,77 тыс. км. В плановой перспективе до 2020 года Росавтодор планирует установить дополнительно около 530 объединенных метеостанций.

Постепенно ИТС приходит и в Крым. В декабре там запущен пилотный проект АСУДД на базе одного пассажирского маршрута компании "Крымтроллейбус". Как сообщил "РГ" коммерческий директор фирмы "ГЛОНАСС-Крым" Олег Северненко, пока система только отслеживает нюансы движения: время машины в пути, опоздания, учет количества пассажиров и т. д. Когда данных накопится достаточно, транспортная компания решит, какой парк троллейбусов необходим на этом маршруте. После чего система будет тиражирована на другие пассажирские маршруты.

В АСУДД уже позволила "Мосгортрансу" наладить достаточно надежное пассажирское сообщение в часы "пик". На очереди - управленческие решения по оптимизации парка машин, курсирующих во внепиковое время.



По материалам "Российской газеты".